Глава 5. Business Intelligence в SharePoint 2010. Службы PerformancePoint

Это статья серии “Введение в SharePoint 2010

В первой части главы речь шла о службах Excel, во второй – о веб-части диаграммы.

В этой части рассматриваются следующие темы:

  • Службы PerformancePoint 2010
    • KPI и система показателей
    • Отчет и панель мониторинга

Службы PerformancePoint 2010

Самым функциональным решением для реализации BI в SharePoint 2010 можно по праву считать службы PerformancePoint, позволяющие создавать интерактивные отчеты и диаграммы на основе OLAP-кубов.

Возможности для разных категорий пользователей

  • ИТ-профессионалы
    • Установка и настройка
    • Создание и настройка источников данных
  • Опытные пользователи и разработчики
    • Создание отчетов
    • Настройка элементов PPS
    • Публикация панелей мониторинга
  • Конечные пользователи
    • Просмотр панелей мониторинга

В качестве источников данных для отчетов может выступать книга Excel, службы Excel, службы аналитики (речь идет про SQL Server Analysis Services, или SSAS), список на портале или таблица SQL Server.

Предпочтительнее использовать SSAS, так при использовании технологии OLAP высокая производительность, а также имеет место поддержка интерактивности в системах показателей и аналитических отчетах.

В качестве источника данных в дальнейших примерах используется OLAP куб AdventureWorks, проект для развертывания которого можно скачать на сайте http://msftdbprodsamples.codeplex.com/. Замечу, что Express –редакция SQL Server не позволяет работать со службами аналитики. Также полезный материал можно найти в Учебнике по службам SSAS.

Мера – основная таблица хранилища данных. Как правило, содержит сведения об объектах или событиях, совокупность которых будет в дальнейшем анализироваться.

Измерения – таблица в структуре многомерной базы данных, которая содержит атрибуты событий, сохраненных в таблице фактов. Атрибуты представляют данные, логически объединенные в одно целое.

image

Рис. 5.21. Элементы служб PerformancePoint

KPI (ключевой индикатор производительности) – мера, используемая для отслеживания выполнения цели, плана или бизнес-процесса, при это сравнивается и оценивается актуальное и целевое значения метрик.

Индикатор – графический элемент, отображаемый при сравнении актуального и целевого значений KPI. Есть список готовых индикаторов, также есть возможность создать собственные индикаторы.

Система показателей – изображает эффективность, показывая коллекцию KPI вместе с целевыми значениями для этих KPI.

KPI

Рассмотрим пример создания системы показателей. Для работы со службами PerformancePoint есть специальный инструмент – конструктор панелей мониторинга (рис. 5.22), который откроется (или будет предложена его установка), если создать источник подключений к данным в библиотеке подключений центра бизнес-аналитики. Инструмент устанавливается на компьютер разработчика, поэтому можно запустить его из меню Пуск.

image

Рис. 5.22. Конструктор панелей мониторинга

Создадим подключение к источнику данных Службы аналитики, после чего нужно указываем настройки соединения (рис. 5.23). Для проверки правильности подключения можно кликнуть на Проверка источника данных. В качестве источника данных используем OLAP-куб Adventure Works, речь про который шла чуть выше.

image

Рис. 5.23. Поля для создания источника данных к отчетам

Создадим KPI для анализа продаж байков. Допустим, что есть план продаж 10 байков в месяц. Нужно проанализировать, выполняется ли этот план в течение года.

Для этого кликнем правой кнопкой в конструкторе по библиотеке Содержимое PerformancePoint, и выбрать Ключевой индикатор производительности. В появившемся окне (рис. 5.24)выберем Пустой ключевой индикатор производительности, который не имеет предварительно определенного содержимого или сопоставлений данных. В отличие от Цели, которая представляет из себя один или несколько дочерних KPI.

image

Рис. 5.24. Окно создания нового KPI

Для KPI можно задать формат числа, выбрать индикаторы, настроить сопоставления или сделать вычисления (рис. 5.25). Действительное (или фактическое) значение представляет собой текущее значение некоторого показателя. Целевое значение представляет собой планируемое значение показателя. Для одного KPI можно использовать несколько фактических или целевых значений.

image

Рис. 5.25. KPI с одним фактическим и целевым значениями.

Чтобы сделать KPI в рамках оговоренных выше условий, нужно настроить сопоставление фактического значения KPI с данными. Для этого нужно кликнуть на значение в ячейке Сопоставления, и сменить источник данных на созданный нами. После этого появится окно (рис. 5.26), позволяющее выбрать анализируемые меры. Мы выберем меру Reseller Order Count, содержащую данные о количестве продаж. Также при необходимости можно отфильтровать меру с помощью измерений или воспользоваться формулами для статической обработки элементов. После применения необходимых настроек необходимо кликнуть на OK.

image

Рис. 5.26. Окно сопоставления источника данных

Для того чтобы сопоставить Целевое значение с числом 10, достаточно кликнуть на соответствующее поле, и ввести туда требуемое число.

Для настройки индикатора для KPI достаточно выделить его, и увидеть панель для его настройки (рис. 5.27). Можно указать пороговые значения прямо здесь, либо воспользоваться мастером, кликнув по Настройка шаблона определения показателей и индикатора.

image

Рис. 5.27. Панель для настройки индикатора.

Создадим пустую систему показателей, чтобы разместить на ней данные, а также добавить туда KPI. Добавим в рабочую область созданный KPI, который нужно просто перетащить из панели сведения (рис. 5.28). После добавления KPI нужно указать источник данных, после чего в рабочую область можно добавить измерения.

image

Рис.5.28. Рабочая область создания системы показателей.

Удалим столбец Действительное значение, и, кликнув правой кнопкой по столбцу Целевое значение, выберем в контекстном меню Параметры метрики, где в качестве значения данных выберем Действительное значение. Это дает следующее – мы оставили поле, в котором показывается фактическое значения показателя, индикатор соответствующего цвета, и показывается, на сколько процентов мы отстаем от плана.

Добавим месяцы, чтобы нагляднее представить данные. Для этого в панели Сведения развернем группу Измерения, и найдем там измерение Month of Year, которое перетащим прямо на ячейку с надписью Целевое значение. Появляется окно выбора элементов (рис. 5.29), в котором нужно выбрать все месяцы вручную, либо кликнув правой кнопкой мыши по узлу All Periods, и далее на Выбрать дочерние элементы.

image

Рис. 5.29. Окно выбора элементов

Теперь продажи байков поделены на месяцы, но нет детализации, какие именно категории байков продает компания.

Для того чтобы добавить категории, нужно перетащить измерение Subcategory, и выбрать там несколько видов байков. Сделаем внешний вид менее нагруженным, кликнув правой кнопкой по полю Продажи байков, и выберем в контекстном меню Скрыть, таким образом, при публикации данное поле не будет отображаться (в конструкторе названия таких полей выделены красным цветом).

image

Рис. 5.30. Готовая система показателей

Отчет и панель мониторинга

Можно создать несколько типов отчетов, например, аналитическая диаграмма, аналитическая таблица, веб-страница, службы Excel и т.д. Преимущества использования аналитических отчетов и диаграмм заключаются в следующем:

  • Пользователи могут переключаться между диаграммой и таблицей;
  • Поддержка большинства типов диаграмм, таких как сетка, линейчатая диаграмма, линейчатая диаграмма с накоплением, нормированная линейчатая диаграмма, график, график с маркерами и круговая диаграмма;
  • Интерактивная панель инструментов и поддержка контекстного меню (рис. 5.31) – поддержка изменения типа графика, фильтрации и сортировки значений, детализация значений, изменение мер;
  • Дерево декомпозиции (рис. 5.32) – позволяет интерактивно (использует Silverlight) и доступно проанализировать данные

image

Рис. 5.31. Контекстное меню аналитической диаграммы

image

Рис. 5.32. Дерево декомпозиции

Фильтры используются для выбора значений, конкретизирующих анализируемые данные – например, страна и год. Несколько типов внешнего вида – список, дерево и дерево с множественным выбором.

Доступны следующие типы фильтров:

  • Выбор элемента
  • Запрос многомерных выражений
  • Именованный набор
  • Логика операций со временем
  • Настраиваемая таблица
  • Формула подключения логики операций со временем

Панель мониторинга – коллекция сгруппированных страниц, единственный элемент, развертываемый в SharePoint. Содержит системы показателей, фильтры и отчеты между которыми настроены соединения, благодаря чему обеспечивает интерактивность.

Итак, в конструкторе панелей мониторинга создадим аналитическую диаграмму. Как мы видим, в нижней части рабочей области можно добавить меры или измерения в качестве рядов и нижней оси, а также в качестве фона (для работы с фильтрами).

В строки добавим измерение Product Categories, выбрав в нем категории байков, которые отображаются в системе показателей. В фон добавим измерение Date Fiscal, которое в дальнейшем позволит фильтровать данные по финансовому году. В нижнюю ось можно добавить любые интересующие данные, например можно добавить измерение Sales Channel,а ниже — меры Gross Profit и Gross Profit Margin (рис. 5.33).

image

Рис. 5.33. Аналитическая таблица

Осталось создать фильтры, благодаря которым можно будет выбирать год и территорию продаж.

В обоих случаях создадим типы фильтры типа Выбор элементов, используя такие же измерения, как и фоне аналитической таблицы.

Таким образом, сейчас все готово для создания панели мониторинга. В панели Сведения в рабочей области для создания панелей мониторинга можно найти все созданные элементы, доступные для добавления – системы показателей, отчеты и фильтры.

Простым перетаскиванием добавим наши элементы на страницу. Сейчас создать подключения между элементами на странице, чтобы при изменении значения фильтра автоматически обновлялись данные в системе показателей и аналитической таблице.

Для создания подключения можно воспользоваться кнопкой на ленте, или навести на фильтр, и в выпадающем списке доступных для подключения полей (рис. 5.34) перетащить элемент Уникальное имя элемента на систему показателей и затем на аналитическую таблицу. В появившемся окне оставим все без изменения, и кликнем на ОК. Аналогичные действия нужно проделать и с другим фильтром.

image

Рис. 5.34. Список доступных для подключения полей фильтра Финансовый год

При клике правой кнопкой на панели мониторинга в обозревателе рабочей области выбрать Развертывание в SharePoint и нажать ОК. после публикации откроется окно в браузере с созданной нами страницей (рис. 5.35).

image

Рис. 5.35. Фрагмент страницы с анализом продаж байков

Таким образом, благодаря SharePoint 2010, а также тесной интеграции с SQL Server, пользователи получают огромные возможности, которые позволяют эффективно анализировать данные. Очень удобно, что появился шаблон сайта Центр бизнес аналитики.

Также можете посмотреть мой веб-каст Службы PerformancePoint в SharePoint 2010.

Итак, в этой статье мы говорили про BI в SharePoint 2010. Разработчикам предоставлен большой выбор инструментов для создания аналитических решений.

В следующей главе рассматриваются рабочие процессы в SharePoint 2010

Advertisements

Глава 5. Business Intelligence в SharePoint 2010. Службы PerformancePoint: Один комментарий

  1. Дмитрий, здравствуйте! Мы хотели бы публиковать Ваши статьи на портале Microsoft для малого и среднего бизнеса (microsoft4business.ru). Если Вам интересно, свяжитесь со мной, пожалуйста.

    Спасибо.

    Алексей.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s