Глава 5. Business Intelligence в SharePoint 2010. Службы Excel

Это статья серии “Введение в SharePoint 2010

В предыдущей главе рассматривалась настройка внешнего вида сайтов SharePoint.

В этой главе рассматриваются возможности для построения аналитических решений в SharePoint 2010.

В этой части руководства рассматриваются следующие темы:

  • Что такое BI?
  • Службы Excel
    • Excel Web Access
    • REST API для служб Excel

Что такое BI?

Business Intelligence (с англ. бизнес-аналитика) представляет из себя набор приложений и технологий, предназначенных для хранения, сбора, анализа и обработки информации. С помощью средств BI пользователи получают нужную информацию в удобном для восприятия виде – аналитические диаграммы и таблицы, списки состояний и т.д.

При правильном использовании BI позволяет облегчить процесс принятия решений и работы с большими объемами данных. В качестве анализируемых данных могут быть различные показатели эффективности, такие как количество продаж, прибыльность определенных категорий товаров, отслеживание тенденций продукта и т.д. Таким образом, спектр областей применения BI является достаточно обширным.

В SharePoint 2010 есть инструменты для работы с бизнес-аналитикой, о возможностях которых речь пойдет ниже. Удобно, что SharePoint 2010 тесно интегрирован с Microsoft SQL Server, что позволяет объединить преимущества этих продуктов.

Службы Excel

Excel очень известный инструмент для работы с таблицами данных, с которыми можно выполнять расчеты по собственным или стандартным формулам, строить графики или диаграммы.

Службы Excel состоят из следующих компонентов:

  1. Excel Web Access
  2. REST API для служб Excel
  3. Службы вычислений Excel

Рассмотрим возможности служб Excel на примере сайта Центр бизнес аналитики (рис. 5.1), который является стандартным шаблоном, используемым специально для BI решений (замечу, что для работы со службами Excel понадобится Enterprise редакция SharePoint Server).

image

Рис. 5.1. Центр бизнес аналитики

Вспомним про сайт школьной библиотеки, создание простейшей версии которого мы рассматривали в главе 3. Создадим книгу Excel, которая содержит данные о количествах книг в год, которыми пользуются ученики разных классов. На основе этих данных построена диаграмма, показывающая, ученики каких классов являются самыми активными читателями (рис. 5.2). Важно не забыть дать диаграммам и таблицам названия.

image

Рис. 5.2. Содержимое книги Excel

Итак, после создания файла, опубликуем его на портале, для чего в библиотеке документов портала кликнуть на Добавить документ (рис. 5.3) и в появившемся окне выбрать файл на компьютере.

image

Рис.5.3. Библиотека документов центра бизнес-аналитики

Также можно воспользоваться другим способом, иногда более удобным, чтобы сохранить документ сразу в библиотеку документов, минуя стадию сохранения файла на рабочей станции. Для этого нужно в Excel 2010 в меню Файл выбрать Сохранить и отправить, далее кликнуть на Сохранить в SharePoint, после чего в правой части окна появится одноименная панель (рис. 5.4). При нажатии на кнопку Параметры публикации появится окно, предлагающее выбрать элементы для публикации – вся книга, определенные листы или определенные элементы книги. По умолчанию публикуется книга целиком.

image

Рис. 5.4. Меню сохранения файла на портал SharePoint

Далее остается кликнуть на Сохранить как, набрать адрес портала, авторизоваться, и сохранить документ.

После публикации книги Excel на портале с настроенными службами Excel есть возможность просматривать содержимое прямо в браузере (рис. 5.5), при этом Microsoft Office 2010 может отсутствовать на рабочей станции.

image

Рис. 5.5. Открытая в браузере книга Excel

Excel Web Access

Представляет из себя стандартную веб-часть, которая может быть добавлена на любую страницу. Смысл ее заключается в том, что она позволяет отобразить содержимое любой книги Excel (или ее части), которая находится на портале.

Создадим новую пустую страницу веб-частей в библиотеке страниц, которую назовем Активность читателей. Для добавления веб-части нужно открыть страницу для редактирования, и в любой зоне можно кликнуть на Добавить веб-часть. После этого в верхней части страницы можно найти каталог веб-частей, доступных для вставки на страницу (рис. 5.6). интересующая нас веб-часть находится в каталоге Бизнес-данные, после выбора кликнуть на Добавить.

image

Рис. 5.6. Панель выбора веб-частей для вставки на страницу

После добавления веб-части на страницу нужно указать путь к файлу в свойствах веб-части (рис. 5.7). Кроме подключения книги, можно также настроить внешний вид веб-части, макет, определить панель инструментов, доступную пользователям, а также задать аудитории для просмотра веб-части. После настройки кликнуть на ОК.

image

Рис. 5.7. параметры веб-части Excel Web Access

В результате получится следующее (рис. 5.8). Для того, чтобы другие пользователи увидели изменения, нужно не забыть опубликовать страницу.

image

Рис. 5.8. Страница с добавленной веб-частью Excel Web Access

REST API для служб Excel

С помощью REST API для служб Excel есть возможность получать данные из книги Excel посредством URL.

URL, с помощью которого можно получить данные, состоит из следующих частей

  1. URI: страница Excel REST
  2. Путь до файл Excel на портале
  3. Путь до ресурса (в книге) для отображения

http://<портал>/_vti_bin/ExcelRest.aspx/<библиотека%20excel>/<книга%20excel>/<ресурс>

Посмотрим, как это работает на примере нашего документа, для чего нужно перейти по ссылке

http://<портал>/_vti_bin/ExcelRest.aspx/Excel%20Library/Активность%20Классов.xlsx/model.

В результате чего мы увидим следующее (рис. 5.9), что представляет собой типы ресурсов, доступных для отображения. Ресурсы можно извлекать в следующих форматах – html, atom, изображение (в формате PNG), рабочая книга.

image

Рис. 5.9. Элементы, которые можно получить из книги Excel

Например, с помощью ссылки

http://<портал>/_vti_bin/ExcelRest.aspx/<библиотека%20excel>/<книга%20excel>/Model/Ranges(‘<название%20диапазона>’)?$format=HTML

отображается диапазон данных в формате html.

http://<портал>/_vti_bin/ExcelRest.aspx/<библиотека%20excel>/<книга%20excel>/Model/Tables(‘название%20таблицы’)?$format=html

отображается таблица в формате html

http://<портал>/_vti_bin/ExcelRest.aspx/<библиотека%20excel>/<книга%20excel>/Model/PivotTables(‘таблица%20Pivot’)?$format=html

отображается таблица Pivot в формате html

http://<портал>/_vti_bin/ExcelRest.aspx/<библиотека%20excel>/<книга%20excel>/Model/Charts(‘название%20диаграммы’)?$format=image

отображается диаграмма в формате изображения.

Для чего это нужно? Например, на портале загружен документ, в котором содержатся большие объемы данных, а нам нужно, чтобы на одной из страниц (или в документе Word) отображался некий текст и несколько диаграмм из этого документа. Целесообразно использовать REST API, при этом можно говорить о “живых диаграммах”, так как пользователю не нужно заботиться об обновлении диаграммы при изменении данных в документе, т.к. это происходит автоматически.

Рассмотрим конкретный пример, для чего создадим новую страницу, на которую напишем, что на ней изображен график активности классов в чтении книг, после чего нужно вставить ссылку на картинку (рис. 5.10), указав в поле адреса следующее:

http://<портал>/_vti_bin/ExcelRest.aspx/Documents/Читательская%20активность.xlsx/Model/Charts(‘Активность_читателей’)

image

Рис. 5.10. Кнопка на ленте для вставки ссылки на изображение

После вставки изображения можно сохранить страницу. В итоге страница не нагромождена веб-частями (рис. 5.11), и при изменении данных в опубликованной книге график также претерпит изменения (это произойдет автоматически).

image

Рис. 5.11. Страница с добавленной диаграммой из книги Excel

Использование REST API не ограничивается описанными сценариями. Подробное описание работы с REST API можно найти здесь.

Службы вычисления отвечают за ячейки, значения которых рассчитывают по формулам.

Продолжение читать здесь.

Leave a comment